Статьи
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ
УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ) АВТОМОБИЛЕЙ
Словосочетание «чип-тюнинг» (настройка режимов работы электронных контроллеров путем коррекции внутренних управляющих программ) в последнее время становиться наиболее обсуждаемым среди владельцев современных автомобилей посещаемых автомастерскую в период после окончания гарантийного обслуживания, а зачастую и в период гарантийного обслуживания. Да и мастера автосервиса не прочь помочь «тюнингом», во избежание более затратных работ включая замену различных элементов и узлов.
Не так давно для изменения программного обеспечения блока управления требовалась кропотливая работа по подготовке блока управления к процессу репрога, что требовало выпайки микросхем flash (перепрограммируемая память, используется для постоянного хранения программы управления системой впрыска и калибровок) и eeprom (электрически стираемое перепрограммируемое ПЗУ), так же необходимо было обладать известными навыками перепрограммирования. Перепрограммирование блока управления требует досконального понимания принципов работы системы, допустимых пределов изменения параметров.
С недавних времен некоторые производители автомобилей допускали изменение содержимого памяти без применения специальных устройств программирования. Таковая возможность определялась использованием электрически перепрограммируемой памяти и возможностью доступа к ней иногда через диагностический разъем автомобиля с помощью сканеров на базе персональных компьютеров, дилерских сканеров.
К сожалению, несмотря на достаточно большое количество автомобилей допускающих такого рода воздействие, в настоящее время рынок предложений оборудования для его реализации ограничен.
Наиболее популярным из средств программирования является универсальный загрузчик программного обеспечения CombiLoader, производства компании SMS-Soft (Россия). Универсальный загрузчик позволяет работать со всеми существующими контроллерами с флэш-памятью, устанавливаемыми на российские автомобили (Январь-5.1, Январь-7.2, Bosch MP7.0, VS5.1, Микас 7.1, Микас 7.6, Микас 10.3(M113, M114), Микас 11(ET,CR), Bosch M7.9.7, VS-5.6, M73, M74, M75, М86, Bosch ME17.9.7(1)) и обширным перечнем ЭБУ (электронный блок управления), устанавливаемых на иномарки. Загрузчик обладает целым рядом дополнительных функций, не имеющих аналогов в других подобных устройствах.
Для диагностики и чип-тюнинга различных автомобилей по протоколу SAE J2534 используется адаптер Tactrix OpenPort 2.0 (США). Так согласно директиве управления по охране окружающей среды (EPA) находящегося в США и играющего ключевую роль в распространении данного стандарта диагностики все автомобили, начиная с 2004 модельного года обязаны соответствовать требованиям данного (SAE J2534).
Высокую оценку заслуживают программаторы FGTech Galletto серии MASTER и их младшая линейка обладающая минимумом для прошивки ЭБУ, Galletto 1260, стоимостью не более 40$. Единственным минусом является ограниченный набор обслуживаемых типов ЭБУ. Galleto 1260 - простой в использовании адаптер для чип-тюнинга, поддерживающий блоки EDC16, EDC15, MEx..x, DELCO.
Наиболее профессиональными на сегодняшний день являются программаторы KESS V2 и Piasini Serial Suite. Функционал KESS 2 Master позволяет работать через OBDII разъём, работать напрямую с микросхемами, поддерживает протоколы CAN, J1850, K-Line, поддерживает отладочный режим процессоров Boot Loader, автоматически проверяет и корректирует контрольные суммы прошивок, регулирует скорость чтения-записи ЭБУ, удаляет коды неисправностей.
Программатор Piasini Serial Suite поддерживает процессоры ST10, C166, C167, SH7052, SH7059, MR32, MPC5XX, Nexus, протоколы K-line (ISO9141-2), CAN (ISO15765-4), SAE J1708, SAE J1850, BDM JTAG, возможность чтения и записи любых электронных блоков управления на процессорах Renesas с поддержкой JTAG, позволяет считывать и создавать резервные копии прошивки ЭБУ, имеет возможность отключения сажевого фильтра в автомобилях с дизельными двигателями.
Как известно, электронные блоки управления двигателем предназначены для управления параметрами системы впрыска. На основе данных, получаемых от датчиков и согласно записанным в память алгоритмам (микропрограммам), определяется количество необходимого топлива, параметры опережения зажигания и т.д. При этом один тот же тип ЭБУ может использоваться в автомобилях разной комплектации и соответствовать требованиям различных регионов (стран). Использование перепрограммируемых ПЗУ позволяет производителям не только модифицировать программное обеспечение, но и устранять обнаруженные ошибки (как программные, так и алгоритмические). В прошлом в большинстве случаев возникновения таких ситуаций единственным способом была замена ЭБУ или перепрограммирование с помощью OEM- оборудования.
При этом стоимость таких ремонтов превышала все допустимые границы, так как для проведения таких изменений было необходимо использование специализированных дилерских сканеров. Обычные СТО были вынуждены приобретать ОЕМ сканеры (сканеры сторонних производителей), а это противоречило основному стандарту диагностики J1962. Поэтому Американское Агентство защиты окружающей среды приняло соответствующее решение, и был разработан стандарт SAE J2534. Производители автомобильного диагностического оборудования откликнулись на это предложениями выпуском соответствующих устройств. Смысл данного стандарта заключается еще и в том что J2534 определяет стандарт обмена между РС и диагностическим сканером. Если сканер поддерживает этот протокол, то внешняя программа производителей машин может через этот сканнер перепрограммировать блок. В ПО компьютера автомобиля должны быть внедрены соответствующие программные модули, допускающие использование неоригинального оборудования и приложений MS Windows (версии DLL, API приложения) для проведения перепрограммирования или изменения «калибровок».
Перепрограммирование памяти ЭБУ иногда может быть единственным способом ремонта, поэтому технология J2534 особенно важна для сервисных центров не обремененных приставкой «официальный дилер».
Например, для автомобилей Nissan известно, что на части автомобилей область памяти 7D00-7DFF содержит так называемую топливную карту (7FE0 - 7FE8), Knock Sensor Map и так далее. Считывание этих данных позволяло их анализировать и проводить оптимизацию. Ячейка с адресом 7FB4 содержит значение параметра ограничения скорости вращения двигателя («отсечка» - Rev Limiter). Обычно там записано число 8Chex (140dec), что согласно конверсионному коэффициенту соответствует 6300 об/мин. Записав в эту ячейку число 92hex можно соответственно увеличить этот порог срабатывания «отсечки» до 7300 и более.
Таким образом, используя несложное оборудование и изменяя содержимое памяти, можно изменять эксплуатационные параметры автомобиля (ограничение скорости, мощность двигателя, расход топлива, температуру включения вентилятора охлаждения).
Но не всегда интерфейс J2534 позволит сделать «чип-тюнинг» качественным например для измененных, нестандартных двигателей. Программа серийно поставляемого автомобиля и автомобиля прошедшего определенную доработку может существенно отличаться, поэтому что бы не получить неработоспособный блок управления, прежде чем провести редактирование прошивки и ее запись ее необходимо скачать и сохранить. Для этого потребуется частичная либо полная разборка блока управления и подключения программатора в режиме BSL (Boot Strap Loader) или BDM (Background Debug Module, специальный интерфейс, придуманный Motorola для отладки, чтения, записи).
После вскрытия блоков Bosch например EDC16 и ME9, вы можете увидеть типовую 14-контактную площадку возле задней кромки платы блока управления. Это BDM-Port на блоках управления Bosch. Примечательно, что только 10 контактов из всех 14-ти используются для программирования блоков EDC16 и ME9 (электронные блоки управления современных дизельных и бензиновых двигателей). Контакты должны быть чистыми, очищенными от остатков флюса.
Располагая щупы программатора над соответствующими контактами осторожно прикладываем кончики игл-щупов (погопинов) на контакты платы. Производим считывание и последующую запись редактируемой программы блока управления двигателем.
Имея все необходимое для работы можно скачать имеющуюся у производителя в свободном доступе или платном саму программу (прошивку), либо считать оригинальную программу по средствам режимов BSL и BDM. Дальнейшее изменение настроек возможно выполнить с помощью программы редактора ChipTuningPRO или WinOls самостоятельно.